Секс-блоги: кризис жанра?

блог между ног , секс-блог , секс-блогер , мнение

«Рынок игрушек растет, а секс-блогинг стагнирует», – считает автор телеграм-канала «Блог между ног». Редакция напоминает, что изложенное в статье – личное мнение автора.

Текст и иллюстрация: Блог между ног

English version

Жанр обзоров секс-игрушек в глубоком кризисе. Индустрия для взрослых всё выпускает и выпускает год от года новинки, но смотреть на презентацию и разбор этих вещей становится всё скучнее. И это при том, что объёмы продаж на рынке растут. Почему так? В чём парадокс?

Сам жанр обзоров на технические новинки секс-игрушек – это адаптация жанра, возникшего в сфере техноблогинга. По тем же канонам, что и обзорщики новых смартфонов и лэптопов распаковывают и дотошно анализируют новинки цифровой техники, некогда стали работать секс-блогеры. Казалось бы, логично – есть техническая новинка, есть понятный и удобный формат подачи. Что же в этой логике не так?

Потребительская иерархия: «А у меня – новая модель!»

Во-первых, цифровые гаджеты давно вписаны в культуру потребления. То есть телефон – это не только и не столько универсальное средство цифрового выживания. Телефон – вещь, свидетельствующая о статусе её владельца, о его позиционировании себя в искусственно созданном противостоянии Apple и не-Apple (отчего в любом обзоре ты осознанно или неосознанно следишь за тем, как тот или иной новый бренд пытается обойти на повороте фаворита). Это «потребление потребления», игра в симулякры, культура изобилия. Но секс-игрушки не являются и, дай бог, никогда не станут симулякрами. Невозможно сегодня представить ситуацию, где владелица новенькой модели вибратора презрительно смотрит на свою подругу, у которой всё ещё предыдущая модель. На рынке секс-игрушек всё гораздо этичнее. У тебя есть вибратор, который тебя полностью устраивает? Хорошо. Не боишься открыто говорить в публичном поле, что он у тебя есть, заявить сам факт его наличия в тумбочке? Отлично. Всё. На этом иерархии и статусы заканчиваются. Даже несмотря на то, что формально на рынке есть дорогие бренды и бюджетные, опасное палево и тяжёлый люкс. Но эта дифференциация внутри товарных групп не становится иерархией социальной. А блогеры, те, у кого полки ломятся от всех видов секс-гаджетов, получающие свои «библиотеки товаров» не просто бесплатно, а с существенной приплатой вдогонку, выведены из потребительской иерархии. Потому что разрушен принцип зависти. Я могу завидовать блогеру, который каждую неделю получает новый компьютер и играет на нём в самые новые игры по предварительному доступу. Но завидовать человеку, который, давно найдя для себя одну-две оптимальные для своей чувствительности и анатомии секс-игрушки, вынужден мастурбировать всё новыми и новыми приблудами? И только потому что секс-шоп уже месяц ждёт от него подробного и, желательно, продающего отзыва? Это вызывает, скорее, сочувствие.

Во-вторых, новый смартфон – с новым ядром, новой камерой, новым принципом цветопередачи – действительно каждой этой инновацией улучшит твою повседневную жизнь. Контент в твоих социальных сетях станет привлекательнее, появится больше места для хранения новых приложений и архива фото и видео. Каждая инновация увеличит твой повседневный комфорт. А вот от того, что у нового вибратора не десять режимов, а пятнадцать – твой персональный оргазм (при условии, что у тебя уже есть хорошо подобранная игрушка), скорее всего, не изменится! В лучшем случае, ты попробуешь некоторое новое ощущение, поиграешься в него пару дней, а потом вернёшься к тому режиму, который уже для себя нашла. Возможно, вместо 15 минут мастурбации сможешь кончать за десять (а оно точно надо?).

Чем интересен секс-блогер производителю?

Итого, что мы получаем? Есть целевая аудитория – люди без игрушки. В какой-то момент невиданными тропами интернета они впервые подписываются на своего первого секс-блогера. Признают, что иметь в тумбочке вибратор – это не стыдно, а свою чувствительность можно изучать. Просматривают все вышедшие на данный момент у блогера обзоры, возможно, даже оплачивают персональную консультацию, совершают покупку. Запоминают название удобного интернет-магазина и хороший промокод. Это на случай, если девайс сломается. И всё. Дальше они пролистывают обзоры, как вынужденную рекламу, сосредоточившись на постах про отношения, любовников и рецепты фотогеничного завтрака. Таким образом, блогер интересен производителю не абсолютными цифрами аудитории, а только дельтой прироста. Интересны только стабильно растущие блогеры, и это при условии, что прирост происходит не через обмен аудиторией с таким же тематическим блогером, а с внешнего контура. То есть блогер с верной сотней тысяч читателей не интересен, если эта сотня и вправду – верная. При этом выходы на внешний контур за «жатвой неофитов» с каждым годом всё труднее из-за ужесточающейся цензуры, оберегающей несовершеннолетних. Да и постоянно участвовать в публичных скандалах и фриковатых шоу, где блогера будут поливать грязью, не многим хочется. А в другом месте неофитов, ничего ещё не знающих о хороших девайсах, найти сложно.

Немного спасают ситуацию обзоры расходников и обзоры через практики. У тебя уже есть хороший вибратор? А ты пробовала страпонить партнёра? Вот тут новый безремневый страпон, кстати, вышел. Кончаешь только с вакуумником? Попробуй технику «мост». Кстати, для неё придётся обзавестись вибратором-кроликом. Воздерживаешься во время месячных? У нас тут новые менструальные чаши для секса. Увеличение продаж через стимулирование любопытства и экспериментов. Такие обзоры – через практики, презентующие игрушку, как средство, как ключ к новому опыту, – интереснее читать, чем сравнение характеристик а-ля техноблогер. Но это достаточно узкая воронка. Да и практик, строго привязанных к конкретному ключу-объекту, при всём разнообразии не так-то много. Поделим это на коэффициент консенсуса, ибо не каждый партнёр радостно ляжет под страпон. Получаем невозможность сделать этот тип обзора основным продающим инструментом.

Найдут ли секс-блогеры новый подход? Что может помочь?

Последние несколько лет мы жили в волшебном пузыре этичного и относительно стабильно растущего секс-блогинга. Но рынок игрушек растёт, а секс-блогинг стагнирует. И никакой дизайн не спасёт эту ситуацию. Ни новые технические микронюансы самих игрушек, ни оригинальный контент подачи. Страшно представить, куда всё может скатиться, повинуясь логике рынка. Неужели всё-таки наступит момент, когда обществу смогут привить эту токсичную систему статусности новой модели, и мы не заметим, как станем меряться вибраторами? Неужели секс-блогеры будут интересны ровно настолько, насколько они будут участвовать в публичных скандалах, желательно с кровавыми последствиями? Или будут вынуждены продавливать аудиторию на обязательное подталкивание партнёра к новому опыту, которого он не хочет? Если не будет найден принципиально новый, выросший из особенностей именно этой сферы, принцип, жанр, не скопированный на широком рынке гаджетов и симулякров – то да, вся эта нараставшая несколько лет, неокрепшая ещё новая нежность обрушится, как индекс Доу-Джонса в «чёрный понедельник».

Как будет решаться эта проблема? Через расширение географии дальше крупных городов? Но это тот самый, опасный активизм, чреватый одновременно и общественным осуждением, и проблемами с новой российской цензурой. Возможно, кто-то из секс-блогинь почувствует в себе достаточную силу и крепость своей брони и сможет занять активистскую позицию, подобную той, которую занимала Татьяна Никонова, принимая на себя все удары с внешнего контура? Пока, вопреки выражению о том, что свято место не бывает пусто, место святой мученицы, атакуемой со всех сторон и из всех орудий, никто не решается или не способен занять.

Через более молодых или принципиально более пожилых блогеров? Ведь весь относительно этичный секс-блогинг в России (спермоточивый стыд в расчёт не берём) немного застыл сегодня в одной возрастной группе. Не буду описывать трудности этой стратегии, чтобы не впасть в эйджизм. Скажу только, что эта – самая устоявшаяся возрастная группа – тоже ведь не собирается за просто так отдавать свои лидирующие позиции.

Через более глубокий социологический анализ потенциальной целевой аудитории? Это не очень работает, когда нужен настоящий прорыв, инновация. Потому что аудитория не может знать, какого она хочет прорыва, какой ей сделать сюрприз, какой открыть для неё новый жанр или новую социальную механику. На то это и инновация. На то это и прорыв.

Я устал читать однообразные обзоры, и что-то мне подсказывает, что люди, которые их делают, тоже устали. Это домысел, проекция, гипотеза. Но, если это действительно так, то, чтобы это изменилось, чтобы осуществился прорыв, каким бы он в итоге не был, требуется два обязательных условия:
– какое-то количество экспертов с достаточно большой аудиторией должны осознанно и смело начать экспериментировать внутри жанра;
– как минимум, один крупный спонсор должен рискнуть вложиться в такого рода лабораторию секс-обзоров, понимая риски экспериментальных поисков.

Другой вариант: Ксения Собчак должна начать выпускать еженедельную секс-просветительскую программу «Собчак между ног».