Чего ожидать от решения об обязательной маркировке товаров

закон , маркировка товаров , розничная торговля , онлайн-касса

Оператором цифровой маркировки товаров назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Распоряжение о выборе оператора было подписано премьер–министром Дмитрием Медведевым в среду 3 апреля, а 9 апреля оно было опубликовано. На сайте ЦРТП указано, что Центр развития перспективных технологий создан для реализации глобальных проектов в цифровой экономике. ЦРПТ является совместным проектом ЮСМ («ЮэСэМ Технологии», 50%), ГК Ростех (25%) и «Элвис-Плюс групп» А. Галицкого (25%). Отмечается, что на основе государственно-частного партнерства центр создает Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров - Честный ЗНАК. Она позволит создать полноценную систему гарантии подлинности товаров.

Как сообщает сайт Ведомости проект маркировки существует с 2016 года. Сначала специальные цифровые метки стали наноситься на меховые изделия. Проводился годичный эксперимент маркировки сигарет, теперь их маркировка стала обязательной, сейчас идет эксперимент маркировки лекарств и обуви. В 2019 г. планируется сделать обязательной маркировку духов и туалетной воды, шин, покрышек, белья, фотокамер. Сроком, когда маркировка товаров станет обязательной для всех товарных групп указывается 2024 год.

Еще до начала эксперимента по маркировке обуви Российская газета приводила мнение участников рынка о том, что «переход на цифровую маркировку должен привести к снижению стоимости товаров для покупателей на 10 процентов. Это произойдет за счет ухода с рынка нелегальной продукции. Также на снижение стоимости могут повлиять оптимальное планирование производства и повышение оборачиваемости продукции, существенная экономия в логистике на операционных затратах». 

Как же этот проект может изменить Российский бизнес? Мнение по этому поводу было высказано Аскаром Рахимбердиевым, представителем сервиса для торговли МойСклад.

За несколько лет государство планирует сделать так, чтобы практически все товары были маркированы. Производитель или импортер будет наносить на каждое изделие уникальную метку. Немаркированную продукцию будет запрещено продавать. Онлайн-кассы не будут автоматически запрещать продажу контрафактных товаров, но будут передавать данные о таких инцидентах в единую информационную систему. Конечный покупатель сможет контролировать подлинность продукта, проверяя код специальным приложением на своем смартфоне.

Каждый товар с маркировкой должен будет регистрироваться в национальном каталоге. Если вы импортируете новый товар или сами производите что-то новое – регистрация на вашей совести. Сколько времени это займет и каким именно будет процесс, пока непонятно.

При импорте товаров, предположительно, будет необходимо после регистрации товара в каталоге при помощи специального устройства получить коды на все виды импортируемых товаров, затем обратиться к производителю, чтобы он внес эти коды на упаковку товаров. Товары без кода не смогут пройти таможню.

С Российским производством дела обстоят проще, достаточно обзавестись тем самым устройством (регистратором эмиссии) для получения кодов, принтером этикеток, и просто печатать и наклеивать штрих-коды. Для мелких производителей планируются так называемые Центры этикетирования и маркировки, у которых можно будет заказать партию готовых штрих-кодов. Однако, это тоже дополнительные расходы.

Придется совершенствовать систему учета на складе, чтобы не допустить расхождения между товарами, которые находятся у вас по мнению системы маркировки и теми товарами, которые фактически лежат на вашем складе. При отгрузке оптовому покупателю придется использовать мобильный терминал с 2D-сканером, подключенный к вашей учетной системе, все для того же верного складского учета.

Розничным магазинам придется не только обзавестись сканером на кассу, но и сканировать весь поступивший товар чтобы проверить нет ли расхождений с данными в электронной накладной, которую прислал поставщик. Казалось бы, розничному магазину не нужно выпускать и клеить штрих-коды, так как товар приходит уже маркированный. Но покупатель может вернуть товар с нечитающимся или потерянным кодом. Для повторной продажи его придется перемаркировать. 

Маркировка товаров – это более сложный проект, по сравнению с недавним переходом на онлайн-кассы. От ее введения возможно выиграют известные бренды и крупные ритейлеры, поскольку им станет проще конкурировать с контрафактом. Сложнее всех придется малому бизнесу, так как возрастают требования для легального производства и торговли. 

Комментариев непосредственно касающихся рынка товаров для взрослых пока не опубликовано. Но, очевидно, что общие проблемы коснутся его участников в полной мере.